Умные здания в эпоху пандемии COVID-19

Поделиться:

Умное здание - это не просто набор стен, а динамичный организм, использующий взаимосвязанные технологии для обмена информацией о здании между различными системами с целью повышения его эффективности и обеспечения лучшего обслуживания его обитателей. Умное здание" выходит за рамки систем управления "умным зданием" и "умным домом". Оснащенные датчиками, подключенными к устройствам, эти здания могут предоставлять подробную информацию об уровне потребления в режиме реального времени, принимать автоматизированные решения по оптимизации работы, а также предоставлять ценную информацию каждому человеку, чтобы он мог принимать лучшие решения для дальнейшего повышения эффективности здания, что может привести к снижению энергопотребления, оптимальному использованию пространства и снижению воздействия на окружающую среду.

Принятие мер по развитию интеллектуального строительства стимулируется регламентом по борьбе с изменением климата, и можно ожидать, что эта тенденция будет усиливаться в будущем, особенно в свете европейского "Зеленого курса". Кроме того, можно ожидать новых и дополнительных стимулов для развития "умного" строительства в ответ на вызовы, с которыми сталкиваются некоторые классы активов в связи с необходимостью принятия КОВИД-19. Причина: технологии интеллектуального строительства могут способствовать контролю и ограничению распространения инфекционных заболеваний.

Компании, занимающиеся недвижимостью, по-разному ощущают влияние глобального распространения коронавируса SARS-CoV-2, в значительной степени зависящего от региона и класса активов. Тем не менее, в настоящее время мировая озабоченность руководителей компаний, занимающихся недвижимостью, заключается в том, как сохранить стоимость и ликвидность, удерживая арендаторов и других арендаторов и обеспечивая безопасность их и их посетителей, с одной стороны, и минимизируя возросшие расходы, связанные с мерами по уборке, с другой стороны.

Некоторые компании, особенно в сфере здравоохранения, досуга, розничной торговли и авиации, уже используют определенные типы технологий "умных зданий", чтобы помочь им идентифицировать инфекции COVID-19 и снизить их распространение. Например, во многих аэропортах, крупных торговых центрах и больницах по всему миру установлены инфракрасные камеры для измерения температуры тела, а некоторые больницы используют датчики воды для отслеживания того, достаточно ли долго сотрудники и пациенты моют руки.

Пандемия COVID-19 также увеличила потребность в улучшении качества воздуха и более эффективной вентиляции в зданиях для минимизации выживаемости вирусов. В период после блокировки люди будут более неохотно прикасаться к выключателям освещения, кнопкам лифтов и термостатам, что, скорее всего, увеличит количество зданий, модернизируемых с помощью бесконтактных технологий, таких как двери с функцией громкой связи, лифты с голосовым управлением и дверные замки, управляемые по телефону.

Умные здания могут предложить решения нескольких проблем, связанных с пандемией COVID-19, и ожидается, что в ближайшем будущем инвестиции в технологии интеллектуального строительства значительно увеличатся, чтобы помочь людям лучше подготовиться к любым будущим вспышкам эпидемии.

Должен ли каждый отель и досуг стать умным зданием?

Использование "умных" технологий в гостинично-рекреационной сфере уже знакомо, так как это приводит к лучшему впечатлению гостей и снижает эксплуатационные расходы. Например, молния может быть установлена таким образом, чтобы автоматически регулировать мощность в соответствии с уровнем освещенности в номере. Некоторые поставщики гостиничных услуг сегодня также предлагают возможность поместить номера в особо устойчивый режим, экономя электричество и воду, простым нажатием кнопки.

Кроме того, интеллектуальные технологии, применяемые в номерах, могут сделать пребывание в отеле более персонализированным и удобным. Например, некоторые отели позволяют гостям транслировать потоковую передачу Netflix через телевизор в своем номере. Многие отели также предлагают приложение для гостиничных услуг с такими функциями, как прямое бронирование, экспресс-регистрация и выезд из отеля, мобильное бронирование спа-салонов и ресторанов, мобильное обслуживание номеров и прямые сообщения для гостей.

Учитывая новые гигиенические ожидания и правила для туристической отрасли в период после КОВИД-19, интеллектуальные гостиничные технологии станут еще более важными. В связи с тем, что цифровые и бесконтактные услуги становятся нормой, многие гостиницы уже работают над (дополнительной) цифровизацией основных операционных процессов, таких как онлайн-регистрация и выезд, онлайн-оплата счетов и ключи от номеров мобильных телефонов. Можно с уверенностью утверждать, что изменение ожиданий и привычек путешественников повлияет на эту тенденцию в будущем.

Должна ли каждая больница стать "умной"?

Ответ очевиден, если "умные" строительные технологии руководствуются философией, которая заключается в том, чтобы предлагать пациентам ориентированный на пациента уход и комфорт, а также придерживаться операций высочайшего качества. По сравнению с традиционными больницами, "умные" больницы также могут снизить свои операционные расходы и повысить эффективность рабочего процесса. Умные больницы принимают более разумные решения об энергопотреблении без ущерба для комфорта пациентов. С помощью интеллектуальных датчиков, например, больницы могут принимать решения об энергопотреблении в зависимости от данных о занятости критических помещений.

В связи с пандемией COVID-19 приоритетными задачами больниц стали снижение риска заражения, повышение безопасности, улучшение качества воздуха, оптимизация рабочего процесса и устранение ситуаций "узких мест" в поставках. Умная больница может справиться со всеми этими задачами лучше, чем традиционная больница.

Однако, как и все достижения и усовершенствования, "умные" здания имеют свои недостатки, которые являются и будут являться проблемой для всех заинтересованных сторон, включая владельцев, управляющих активами, лиц, находящихся в здании, и законодателей. Для повышения общего благосостояния и безопасности людей, находящихся в "умных" зданиях, необходимо собрать огромный объем информации о поведении людей, находящихся в них, в том числе личные данные. Таким образом, управление защитой персональных данных является одним из наиболее важных вопросов, которые должны решаться "умными" владельцами и операторами зданий.

Могут ли "умные" здания и защита персональных данных идти рука об руку?

Умные здания" не только собирают данные об энергии, влажности, отоплении и потреблении воды, но и могут собирать данные о своих квартиросъемщиках и других жильцах. Объем данных, собираемых "умными" зданиями по всему миру, ежегодно увеличивается. Некоторые статистические данные показывают, что если в 2015 году во всем мире было собрано 7,8 зеттабайт данных, то в 2020 году интеллектуальные здания собрали - с помощью ряда датчиков и интеллектуальных и подключенных устройств - более 37 зеттабайт данных во всем мире. Такие данные могут позволить владельцу здания предсказать поведение жильцов. Эти прогнозы могут привести к повышению уровня обслуживания, снижению эксплуатационных расходов и даже помочь в борьбе с инфекциями, такими как COVID-19. Тем не менее, сбор данных о лицах, находящихся в здании, может также нарушать правила защиты личных данных и нарушать неприкосновенность частной жизни.

По этой причине "умные" технологические решения, основанные на мониторинге пользователей, такие как настольные датчики мониторинга, в силу законодательных ограничений, будет трудно реализовать на практике. В начале года, например, в банке Barclays была внедрена система компьютерного мониторинга, которая отслеживает время, проведенное сотрудниками за рабочими столами, и направляет предупреждения тем, кто проводит слишком много времени на перерывах, но вскоре была вынуждена прекратить ее использование по соображениям конфиденциальности и защиты данных.

В соответствии с Общим регламентом ЕС о защите данных (GDPR), обработка персональных данных требует наличия надлежащей правовой основы, которая должна соответствовать критериям "значимого согласия". Поэтому важно, чтобы затрагиваемые лица были проинформированы об обработке данных, особенно о цели сбора и о том, как используются собранные данные. В связи с часто непредвиденным многократным использованием данных часто бывает трудно обеспечить полную прозрачность уведомлений и заявлений о конфиденциальности. По этой причине собственники и арендаторы зданий должны последовательно оценивать свое соответствие GDPR по мере появления новых видов использования.

Кроме того, личные данные могут обрабатываться только для определенных и законных целей. Если арендодатель или собственник здания используют личные данные для прогнозирования поведения жильцов или для принятия решений о техническом обслуживании или об использовании "умного" здания, то это может, согласно GDPR, представлять собой профилирование или автоматизированное принятие решений.

GDPR предусматривает более строгие требования, которые должны соблюдаться в случае профилирования или автоматизированного принятия решений. Субъекты данных должны быть не только надлежащим образом проинформированы, но и иметь право не быть подвергнутыми решению, основанному исключительно на автоматизированной обработке, если такое решение существенно влияет на них. Не будем забывать и о "праве быть забытым" и праве субъекта данных на доступ и отзыв своих персональных данных с регистрации.

Чтобы облегчить заботу о конфиденциальности и защите данных, "умные" строительные технологии должны быть уже построены с учетом конфиденциальности по проекту, чтобы обеспечить их соответствие GDPR и национальному законодательству о защите данных.

Одним из способов снижения вероятности нарушения GDPR является минимизация объема собираемых персональных данных. Чем больше объем собранных данных, тем труднее обеспечить их обработку в соответствии с требованиями законодательства и тем выше риски, связанные с обеспечением безопасности данных. Но не противоречит ли это идее "умного здания"? По этой причине интересный вопрос на будущее заключается в том, сколько собранных данных достаточно?

А как насчет рисков кибербезопасности?

Имея дело с концепцией "умного здания", мы сразу же думаем о ее положительных аспектах, но часто забываем о связанных с ней рисках кибербезопасности. По мере усложнения (умных) зданий с постоянно растущим количеством взаимосвязанных устройств и "облачных" сервисов повышается и риск кибератак. Такие атаки могут иметь серьезные последствия: успешное вторжение может помешать работе "умных" зданий и причинить значительный ущерб, приводя к длительным простоям в работе, потере данных и финансовому ущербу, и даже представлять угрозу общественной безопасности. Поэтому мощная система кибербезопасности должна быть важной частью любого "умного" здания и должна быть включена в первоначальные планы здания. Кроме того, важно, чтобы владельцы зданий регулярно обновляли программное обеспечение для всех "умных" аспектов здания, включая антивирусную защиту и защиту брандмауэра. Кроме того, доступ сотрудников или посетителей к функциям "умного" здания должен быть аутентифицирован, авторизован и контролироваться через центральную систему.

Однако, учитывая скорость изменения и роста числа кибератак, невозможно полностью предотвратить "умное" здание от кибератак, которые могут привести к нарушению безопасности. В случае кибератаки на "умное" здание, нарушение данных будет ощущаться непосредственно арендаторами или жильцами, но владельцы здания, скорее всего, будут нести ответственность за компенсацию за любые сбои в работе, потерю прибыли или ущерб репутации бренда, понесенные компаниями, расположенными в их ("умных") зданиях. До сих пор киберстрахование оказалось лучшим способом защиты компаний и уменьшения потенциального ущерба от кибератак. Например, после того, как кибер-атака на группу отелей Marriott обнародовала данные более 500 миллионов клиентов, киберстрахование покрыло большую часть расходов, связанных с нарушением.

С развитием "умных" зданий и ростом их количества в ближайшие годы должна быть создана четкая система ответственности за риски кибербезопасности. Таким образом, владельцы зданий, разработчики систем, арендаторы и другие лица, проживающие в них, могут быть предупреждены об их (возможной) ответственности за утечку данных, вызванную кибератакой, об основаниях для освобождения от ответственности, а также о любом ограничении или разделении ответственности. Это предупреждение также подтолкнуло бы их к тому, чтобы сделать больший упор на устранение рисков безопасности, связанных с современными технологиями в "умных" зданиях.

Кто платит за интеллектуальные технологии?

Одним из важнейших вопросов, связанных с развитием "умных" зданий, является распределение затрат на модернизацию здания с помощью "умных" технологий. Должны ли расходы покрываться владельцем здания или отдельными арендаторами и/или арендаторами, которые готовы приобрести и использовать такую технологию? Даже если инвестиционные расходы, связанные с внедрением "умных" технологий, изначально покрываются владельцами зданий, они, скорее всего, передадут их арендаторам и/или арендаторам путем повышения арендной платы, что арендаторы и арендаторы могут счесть неприемлемым. Видя, что использование "умных" технологий может привести к снижению энергопотребления и затрат на коммунальные услуги, и даже может помочь предотвратить распространение инфекционных заболеваний, таких как КОВИД-19, мы считаем желательным, чтобы лица, принимающие решения на национальном уровне, и Европейский Союз поддержали внедрение "умных" технологий с помощью специальной схемы поддержки финансовых инициатив.

Представленные выше правовые аспекты и вопросы - это лишь некоторые из вопросов, возникающих в связи с "умными" зданиями. Учитывая, что использование и значение "умных" технологий в секторе недвижимости, как ожидается, будет расти, особенно в свете пандемии COVID-19, регуляторная среда должна будет постепенно адаптироваться к новой тенденции.